Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2012 №5

Название статьи ОППОЗИЦИЯ «БЛИЗКИЙ - ДАЛЁКИЙ» КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «СОН»)
Авторы Дегтярева М.В., Ермакова Н.Ф.
Серия Русская филология
Страницы 25 - 30
Аннотация Статья представляет собой одно из прочтений стихотворения «Сон» М.Ю. Лермонтова. В статье выполнен анализ стихотворения с опорой на оппозицию «близкий - далёкий» как приём интерпретации поэтического текста. Данный художественный приём позволил выявить особенность - зеркальная композиция - стихотворения. Оппозиция «близкий - далёкий» как приём анализа художественного текста позволил раскрыть смыслообразующую функцию компонента сон в создании лермонтовских образов смерти и мечты. Охарак- теризованы языковые средства, формирующие образы сна-смерти и сна-мечты. Выделены и проанализированы связанные с основной - «близкий - далёкий» - оппозиции «жизнь - смерть», «душа - тело», «земное - неземное», «реальное - нереальное», «он - она», «здесь - там», «память - забвение», раскрывающие тему, художественную идею и особенности стиля стихотворения «Сон».
Ключевые слова оппозиция, близкое - далёкое, жизнь-смерть, земное - неземное, сон-смерть, сон-мечта, лирический герой, художественный приём
Индекс УДК 81'42
DOI
Список цитируемой литературы 1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени. Сочинения М. Лермонтова// М.Ю. Лермонтов в русской критике: Сборник статей. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951. - С. 29-125.
2. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова/ Избранные сочинения. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1947. - С. 126-160.
3. Большой академический словарь русского языка. Т. 5: Деньга - Жюри/ Гл. ред. К.С. Горбачевич. - М.; СПб.: Наука, 2006. - С. 475.
4. Виноградова Е.М. Логические аномалии в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон»// Лингвистика и поэтика в начале третьего тысячелетия// Материалы международной научной конференции (Институт русского языка имени В.В. Виноградова РАН. Москва, 24-28 мая 2007 г.). - М., 2007. - С. 325-331.
5. Ермакова Н.Ф. Некоторые черты ассоциативно-семантического поля восприятия текста (на материале стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»)// Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - № 4. - 2008. - М.: Изд-во МГОУ. - С. 10-18.
6. Коротаева (Дегтярева) М.В. Семантическое переосмысление идиомы «выйти из себя» (на материале рассказа А. Грина «Бой на штыках»)// Актуальные проблемы современной русистики: Тезисы докладов III региональной научно-практической конференции. - Киров: Изд-во ВятГПУ, 1996. - С. 51-52.
7. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. - М.;Л.: Издательство Академии наук; Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1958- 1962.
8. Лотман Ю.М. М.Ю. Лермонтов [Анализ стихотворений]// О поэтах и поэзии. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2011. - С. 821- 823.
9. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. - С. 793.
10. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.
11. Соловьёв В.С. Из литературного наследия. - М.: Книга, 1990. - С. 274.
12. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1986. - С. 186-187.
13. Шмелёв А.Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка// Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. - М.: Языки славянской культуры, 2005. (Язык. Семиотика. Культура) - С. 333-348.
14. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. - М.; Л., 1961. - С. 252.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons