Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2018 №4

Название статьи «СЛОВЕСНАЯ ПЛОТЬ» ДНЕВНИКОВ ДЕТЕЙ
Авторы Фесенко Э.Я.
Серия Русская филология
Страницы 152 - 160
Аннотация В статье на примере личных дневников детей XX века рассматривается одно из приоритетных направлений современной гуманитаристики, связанное с особенностями жанра личного дневника, вопрос о котором продолжает оставаться дискуссионным. Автор приводит точки зрения различных исследователей на эту проблему. Особое внимание уделено дневникам детей семьи М. Цветаевой - С. Эфрона и детским дневникам войны, позволяющим разобраться в сложной жизни России в 30-40-е гг. XX в.: личные документы в данном случае становятся историческими. Их анализ проводился с опорой на завет Ю.Н. Тынянова «продырявить документ», чтобы определить его сущность. Анализ дневников показал значимую роль авторской интенции в создании дневникового текста: несмотря на возрастную разницу, в жизни их авторов существует нравственный каркас, связанный с их этическими представлениями. Предложенный подход будет интересен специалистам, работающим в области изучения специфики документальных жанров литературы.
Ключевые слова личный дневник, жанр, авторская интенция, автобиографический пакт, возрастные особенности
Индекс УДК 821.161.1.09
DOI 10.18384/2310-7278-2018-4-152-160
Список цитируемой литературы 1. Детская книга войны: дневники 1941-1945. М.: Аргументы и факты; АиФ. Доброе сердце, 2015.480 с.
2. Дубнякова О.А., Кашина Т.А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 1 (25). С. 42-49.
3. Кин Д. Странники в веках. М.: Восточная литература, 1996. 328 с.
4. Клауд Г., Таунсенд Д. Дети: границы, границы… М.: Триада, 2001. 320 с.
5. Книга детства. Дневник Ариадны Эфрон. 1919-1921. М.: Русский путь, 2015. 248 с.
6. Криволапова Е.М. Роль авторской интенции в создании дневникового текста // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2016. № 4 (23). С. 66-73.
7. Миллер А. Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2001. 144 с.
8. Савельева Е.Б. Мир автора-коммуниканта в эго-произведении (на примере жанра автобиографии) // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-4 (45). С. 85-87.
9. Черепанова Р.С. Личный дневник: уровни приватного и дискурсы публичного (на примере нескольких дневников советской эпохи) // Вестник Южно-уральского университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18. № 2. С. 49-54.
10. Эфрон Г.С. Дневники: в 2 т. М.: Вагриус, 2007. Т. 2: 1941-1943 годы. 368 с.
11. Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. С. 197-207.
12. Lejeune Ph. Ecrire sa vie. Du pacte au patrimoine autobiographique. Paris: Editions du Mauconduit, 2015. 128 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 15

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2020 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.