Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2019 №3
Название статьи | ИГРОВАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВОНЕГАТИВНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ(НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ Т. ПРАТЧЕТТА “LORDS AND LADIES”,“THE WEE FREE MEN” И “THE SHEPHERD’S CROWN” СЕРИИ “DISCWORLD”) |
Авторы | Юдина О.И. |
Серия | Лингвистика |
Страницы | 37 - 44 |
Аннотация | Статья посвящена рассмотрению игровых концептуальных метафор как средства создания образа отрицательного персонажа художественного текста. Анализ типов таких метафор, их вербализация и обоснование проведены на материале романов Т. Пратчетта из серии “Discworld” с использованием методов семантического, дефиниционного и контекстуального анализа. Несмотря на интерес учёных к концептуальной метафоре в текстах политического дискурса и СМИ, вопрос о её роли как когнитивной основы создания художественных образов ещё не получил широкого освещения в отечественной лингвистике. Исследование показало, что концептуальные метафоры с областью источника “game” и “toy”, вербализованные в литературном произведении в рамках соответствующих лексических категорий, способствуют формированию собирательного образа отрицательного персонажа, сохраняющего устойчивость внутри художественного дискурса, объединяющего их. |
Ключевые слова | концептуальная метафора, художественный текст, характеристика, репрезентант, Т. Пратчетт, игровая метафора |
Индекс УДК | 811.11-112 |
DOI | 10.18384/2310-712X-2019-3-37-44 |
Список цитируемой литературы | 1. Болдырев Н. Н. Роль когнитивного контекста в интерпретации мира и знаний о мире // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). С. 118-122. 2. Борисова Е. Б. Методологические принципы лингвопоэтического изучения литературно-художественного образа // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 99-103. 3. Задорнова В. Я., Матвеева А. С. Концептуальные метафоры в англоязычной поэзии: монография. М.: Университетская книга, 2017. 206 с. 4. Корбо Б. Спортивно-игровая метафора в политическом дискурсе (на материале русского и итальянского языков) // Политическая лингвистика. 2015. № 3 (53). С. 116-123. 5. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c. 6. Молчанова Г. Г. Когнитивная синестезийная метафора и теория напряженности // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 9-20. 7. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. 216 с. 8. Cienki A. Frames, idealized cognitive models, and domains // The Oxford handbook of cognitive linguistics / eds. D. Geeraerts, H. Cuyckens. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 170-187. 9. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 242 p. 10. Lakoff G. Conceptual Metaphor: The contemporary theory of metaphor // Cognitive linguistics: basic readings / ed. D. Geeraerts. Berlin: Mouton De Gruyter, 2006. P. 185-238. 11. Maas A., Suitner C., Arcuri L. The Role of Metaphors in Intergroup Relations // The power of metaphor: examining its influence on social life / ed. M. J. Landau, M. D. Robinson, B. P. Meier. Washington: American Psychological Association, 2014. P. 153-177. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 16 |
