Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2019 №4

Название статьи ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЯ В РОМАНАХ О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789 Г
Авторы Литвиненко Н.А.
Серия Русская филология
Страницы 113 - 120
Аннотация Проблема героя как выразителя противоречий революционной эпохи, как носителя мифа, великой социальной утопии - справедливости, равенства и братства - доныне сохраняет научную актуальность и для историков, и для литературоведов. На основе методологии историко-типологического подхода в статье рассмотрены в качестве репрезентативных романы о французской революции 1789 г.: «Жозеф Бальзамо» А. Дюма, «93 год» В. Гюго, «Боги жаждут» А. Франса. Цель исследования - выявить типологическое родство главных героев, воплотивших центральную оппозицию добра и зла, насилия и милосердия в историческом и литературном дискурсе изображаемой эпохи. Анализируются метаморфозы, которым подвергаются гуманистические идеалы при столкновении с реальной жизнью. Исторические и вымышленные герои проходят испытание «историей». В каждом из романов возникает образ революции, «пожирающей своих детей», героический и трагический, включающий элементы десакрализации мифа.
Ключевые слова революция, идеалы, террор, милосердие, народ, мифологизация, В. Гюго, А. Дюма, А. Франс
Индекс УДК 821.133.1-31“18”
DOI 10.18384/2310-7278-2019-4-113-120
Список цитируемой литературы 1. Литвиненко Н. А. Документ и документальность в тексте и контексте французского исторического романа первой половины XIX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2016. № 4. С. 127-135.
2. Никишин С. В. Феномен революционного сознания и его исторические метаморфозы: дисс. … канд. филос. наук. Воронеж, 2003. 213 с.
3. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1956. 536 с.
4. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.: Гослитиздат, 1958. 569 с.
5. Смит Ф. Рассуждения о гильотине: карательная техника как миф и символ // Социологическое обозрение (электронный журнал). 2008. Т. 7. № 2. С. 3-23. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211833867/7_2_1.pdf (дата обращения: 09.09.2018).
6. Фюре Ф. Постижение Французской Революции [Электронный ресурс]. URL: http://www.fedy-diary.ru/html/042012/24042012-04a.html (дата обращения: 10.09.2018).
7. Compagnon А. Théorie de la littérature: la notion de genre. Cours de M. Antoine Compagnon. Douzième leçon: Genre, création, évolution [Электронный ресурс]. URL: https://www.fabula.org/compagnon/genre12.php (дата обращения: 01.09.2018).
8. Hamel J.-F. Qu’est-ce qu’une politique de la littérature? Éléments pour une histoire culturelle des théories de l’engagement // Politiques de la littérature. Une traversée du XXe siècle français / dir. L. Côté-Fournier, É. Guay, J.-F. Hamel. Montréal, Presses de l’Université du Québec, coll. “Figura”, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fabula.org/actualites/politiques-de-la-litterature_63422.php (дата обращения: 22.02.2019).
9. Maigron L. Le roman historique à l’époque romantique: essai sur l’influence de Walter Scott; 2 éd. Paris: Librairie Ancienne Honoré Champion, 1912. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1079031/texteBrut (дата обращения: 09.09.2018).
10. Ritz O. La fabrique romanesque de la Révolution française // Acta fabula. 2014. Vol. 16. No. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fabula.org/acta/document9256.php (дата обращения: 09.09.2018).
11. Roman M. Ce que la fiction fait à la Révolution (et inversement) // Acta fabula, 2018, vol. 19, no. 7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fabula.org/revue/document11328.php (дата обращения: 27.03.2019).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2020 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.