Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2019 №5

Название статьи ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХМЕДИАТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХНОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ БИ-БИ-СИ)
Авторы Василенко Т.С., Шеваршинова Е.И.
Серия Лингвистика
Страницы 17 - 28
Аннотация Целью данной работы является рассмотрение языковых особенностей такой разновидности информационных медиатекстов, как телевизионные тексты. Автором отмечается, что наряду с информативной функцией медиатексты выполняют функцию воздействия, а именно манипулируют сознанием аудитории. В статье представлено понятие телевизионного медиатекста и описан его специфический характер по сравнению с прочими разновидностями медиатекстов. В качестве материала для анализа автором выбраны информационные медиа тексты Би-би-си. Приведён ряд примеров из новостных медиатекстов и проведён их детальных анализ. Автором отмечается, что наряду со структурными особенностями и подбором материала большую роль в оказании воздействия играют языковые средства - лексические, синтаксические и просодические. В конце статьи автор делает вывод, что, учитывая специфику информационных медиатекстов, основную роль в реализации функций сообщения и воздействия играют языковые средства.
Ключевые слова медиатекст, информационный медиатекст, информационная функция, манипуляция, прагматическое воздействие, лингвистические средства, просодия
Индекс УДК 811.111
DOI 10.18384/2310-712X-2019-5-17-28
Список цитируемой литературы 1. Артемов В. Л., Семенов В. С. Би-Би-Си: история, аппарат, методы радиопропаганды. Минск: Университетское, 1984. 234 с.
2. Валеева Е. С. Формы и методы воздействия на общественное мнение в региональной медиасистеме: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2009. 201 с.
3. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
4. Власов А. И. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации. М.: Международные отношения, 1982. 304 с.
5. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс. Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А., 2006. 640 с.
6. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Эксмо, 2002. 342 с.
7. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: УРСС, 2005. 288 с.
8. Добросклонская Т. Г. Информационная модель как инструмент анализа новостного дискурса // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 1. С. 7-11.
9. Добросклонская Т. Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международная научнопрактическая конференция и II Международный научный семинар: сборник научных работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: Белгород, 2016. С. 13-22.
10. Добросклонская Т. Г. Прикладные аспекты медиалингвистических исследований // Медиалингвистика: IV Международный научно-практический семинар: сборник статей / под ред. Л. Р. Дускаевой, отв. ред. Н. С. Цветова. СПб.: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2015. С. 18-22.
11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.
12. Еремина Е. А. Множественность форм прагматического воздействия англоязычного медиадискурса: дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 277 с.
13. Зильберт Б. А. Социопсихолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986. 212 с.
14. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 528 с.
15. Кирия К. Д. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новостей // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 1. С. 72-78.
16. Ковшова М. Л. Лигвистический анализ текста (речевая манипуляция) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1. С. 46-55.
17. Крысенко В. Г. Социальная психология. СПб., 2007. 432 с.
18. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. 160 с.
19. Солганик Г. Я. К определению понятия «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 7-16.
20. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998. 255 с.
21. Трескова С. И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1989. 153 с.
22. Чобанян К. В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей телевизионных новостей (на материале шапок и шпигелей телеканала Си-эн-эн) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 3. С. 80-99.
23. Bell A. The Language of News Media. Oxford: Wiley Blackwell, 1991. 296 p.
24. Chobanyan K. Shift to political topics as the main content strategy of American cable news // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2018. No. 3. P. 39-52.
25. Dennis E. E., Merrill J. C. Media Debates. Issues in Mass Communication. London: Longman, 1996. 236 p.
26. Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the Press. London: Routledge, 1991. 237 p.
27. Montgomery M. The Discourse of Broadcast News. London: Routledge, 2007. 264 p.
28. Schlesinger P. Putting “reality” together. BBC News. London: Constable, 1978. 304 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2020 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.