Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2020 №3
Название статьи | ЭТНИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИУМА В ТЕОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА V В.: АВГУСТИН О НАРОДАХ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ |
Авторы | Епифанова Т.В. |
Серия | История и политические науки |
Страницы | 83 - 90 |
Аннотация | Цель. Исследование теории происхождения и развития этносов, а также и их взаимодействий в учении отца церкви Августина. Процедура и методы исследования основаны на системном и терминологическом анализе данных главного труда Августина «О граде Божьем» с привлечением трактатов «Энхиридион» и «О согласии евангелистов». Результаты проведённого исследования. Этносы (gentes) в учении отца церкви представляют собой кровнородственные племенные коллективы, отличающиеся происхождением от разных библейских предков, различием языков и территорий расселения. Этносы отличаются от народов, понимаемых как совокупность граждан или подданных государства или как упорядоченное законами сообщество. Если народы составляют государства земного града, то этносы - это элементы Града Божьего, опосредованные к нему институтом христианской церкви. Отношения между народами рассматриваются Августином с позиций распространения христианской религии и расширения масштабов церкви, а отношение к войнам как к неизбежному злу, что определило разработку им принципов и положений теории справедливой войны в международных и межэтнических взаимодействиях. Теоретическая/практическая значимость. Вопросы этнической общности в теории Августина, как и его представления о месте этносов в позднеантичной государственности, межгосударственном и международном взаимодействии ранее специально не изучались ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. |
Ключевые слова | Аврелий Августин (блаженный), этнос, народ, церковь, справедливая война |
Индекс УДК | 94+276 |
DOI | 10.18384/2310-676X-2020-3-83-90 |
Список цитируемой литературы | 1. 1. Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Христианская теория «справедливой войны: философско-социологический анализ // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 1 (6). С. 15-20. 2. 2. Егоров А. Б. Понятие «справедливой войны» в римском сознании // Мавродинские чтения 2018: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина. СПб.: Нестор-История, 2018. С. 55-57. 3. 3. Кашников Б. Н. «Теория справедливой войны» как война и справедливость глобального мира // Военно-юридический журнал. 2014. № 3. С. 24-31. 4. 4. Коростелев С. В. Эволюция взглядов на обоснование актов применения силы до начала становления современных институтов // Управленческое консультирование. 2016. № 10. С. 34-44. 5. 5. Куманьков A. Д. Война как наказание: исторические основания и современное состояние // Этическая мысль. 2019. Т. 19. № 2. С. 137-151. 6. 6. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общ. ред. Б. Коппитерса и др. М.: Гардарики, 2002. 407 с. 7. 7. Рассадин С. В. Социальный порядок в концепции Августина: от «множеств» к «народу» // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2017. Вып. 1. С. 180-184. 8. 8. Рувинский Р. З. Отражение доктрины «справедливой войны» (bellum justum) и понятия «незаконного врага» (hostis injustus) в современном международном праве // Международное право. 2016. № 1. С. 1-12. 9. 9. Сумм Л. Римский стык // Новый мир. 2000. № 11. С. 173-174.37 |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 13 |
