Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №4

Название статьи МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Авторы Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.
Серия Психологические науки
Страницы 9 - 20
Аннотация Цель. Провести анализ вопросов методологических оснований практической психологии и проблем качества работы психолога образования на современном этапе. Обращается внимание на то, что решение задач качества работы педагога-психолога невозможно без решения фундаментальных проблем самой практической психологии: определения специфики содержания её предмета, методов, критериев оценки эффективности процесса и результата. Процедуры и методы. Проведён сравнительный и теоретический анализ определений практической психологии, её целей, задач Службы практической психологии в системе образования РФ. Выделяются возможные последствия и риски сложившегося положения и ресурс, который может помочь преодолеть возникшие трудности. Подчёркивается неразрывная взаимосвязь вопросов методологии предметной области, подготовки специалиста и его последующей аттестации. Результаты. На основании проведённого сравнительного анализа сделан вывод, что решение выделенных вопросов диктуется фактом вступления в силу стандартов профессиональной деятельности и возможного усугубления выделенных проблем в связи с необходимостью экспертной деятельности при решении кадровых вопросов. Теоретическая и/или практическая значимость. Высказываются предложения о необходимости выделения экспертной деятельности как вида работы практического психолога, проведения обязательной независимой общественно-профессиональной экспертизы нормативных оснований работы практического психолога, создания сертифицированного «Банка методических средств подготовки и профессиональной деятельности практического психолога», что будет востребовано в деятельности психологов образовательных организаций.
Ключевые слова практическая психология, методология профессиональной деятельности практического психолога, качество подготовки практических психологов, экспертиза, экспертная деятельность
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2020-4-9-20
Список цитируемой литературы 1. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. 216 с.
2. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-26.
3. Иванов М. А., Штроо В. А. Академическая и практическая психология // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 137-155.
4. Забродин Ю. М. Основные проблемы становления практической психологии в СССР // Психологические условия профессионального становления личности. М., 1990. С. 37-45.
5. Забродин Ю. М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 5-8.
6. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. C. 21-42 doi: 10.17759/psyedu.2018100203 (дата обращения: 15.07.2020).
7. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Профессиональные стандарты и подготовка практических психологов // Вестник практической психологии образования. 2013. № 3 (36). С. 3-8.
8. Иванников В. А. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 48-52.
9. Карицкий И. Н. Психологические практики в социальном пространстве // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 134-139.
10. Карицкий И. Н. Современные социально-психологические практики: теоретико-методологическое исследование: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль 2002. 20 с.
11. Климов Е. А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1992. № 3. С. 3-12.
12. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 256 с.
13. Мазилов В. А. Психология академическая и психология практическая, их соотношение: прошлое, настоящее, будущее // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М., 2015. С. 91-145.
14. Пахальян В. Э. Проблемы подготовки практических психологов в системе дополнительного высшего профессионального образования // Профессиональное становление личности в современных условиях. Красноярск, 2013. С. 7-13.
15. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 8-15.
16. Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3-18.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.