Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2020 №5

Название статьи КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА «БЕЛАЯ СТАЯ» А. А. АХМАТОВОЙ
Авторы Хомяков С.А.
Серия Русская филология
Страницы 121 - 127
Аннотация Цель. Проанализировать композиционную организацию сборника стихов «Белая стая» А. А. Ахматовой и входящих в его состав стихотворений с точки зрения объединяющих элементов. Процедура и методы. В статье рассматривается «Белая стая» как единое целое, поэтому подробному анализу подвергаются как рамочно-заголовочный комплекс, так и лексические и структурные элементы, подчёркивающие единство сборника, чем и обусловлено применение текстологического и герменевтического методов. Результаты. Проведённый анализ показал, что рамочные элементы обладают важной временной семантикой, соотносимой с историческими событиями. Поэтом подвергаются чёткой проработке заголовочные элементы. Ахматова уменьшает - по сравнению с «Вечером» и «Чётками» - количество эмоционально-экспрессивных элементов в стихотворениях, акцент сделан на изображении события. Принцип организации стихотворений - не хронологический, а семантический, поэтому в сборнике наблюдается ряд внутренних циклов. Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью его использования в качестве иллюстрации одного из новых подходов к анализу книги стихов как большой формы.
Ключевые слова книга стихов, «Белая стая», рамочный комплекс, семантика названия, композиция
Индекс УДК 821.161.1.09
DOI 10.18384/2310-7278-2020-5-121-127
Список цитируемой литературы 1. 1. Афанасенко Ю. В. Трагическое звучание поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 33-39.
2. 2. Бень Е. Ахматова и Чулковы // Бень Е. Не весь реестр. Москва, Орёл, 2005. С. 140-145.
3. 3. Буракова П. В. «Виртуальное» слово художника и его функциональный аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 126-131.
4. 4. Бурдина С. В. Гумилёвские подтексты в поэмах А. Ахматовой // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. № 1. С. 79-89.
5. 5. Бурдина С. В. Знаки мандельштамовского текста в поэме Ахматов ой «Реквием» // Вестник научных конференций. 2018. № 8-2. С. 24-27.
6. 6. Дорофеева Ю. В. Архитектоника ранних книг А. А. Ахматовой «Вечер», «Чётки», «Белая стая»: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2011. 28 с.
7. 7. Ерохина И. Гений и злодейство: Пушкинский подтекст в ахматовском «Реквиеме» // Вопросы литературы. 2016. № 4. C. 198-220.
8. 8. Кихней Л. Г. Книга «Вечер» Анны Ахматовой сквозь время: Циклические закономерности и текстологические парадоксы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 4. С. 17-30.
9. 9. Лекманов О. А. Книга стихов Анны Ахматовой «Вечер» (1912) как «большая форма» [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/Sborniki/Lesnaja%20shkola/Lekmanov/Lekmanov2010.pdf (дата обращения: 2.09.2020).
10. 10. Меркель Е. В., Кихней Л. Г. Ранняя лирика Ахматовой как квазироманная структура (размышления по поводу одной эйхенбаумовской рецензии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. Ч. 1.
11. 11. Муратов А. М. Путешествия Бориса Анрепа в пространстве и времени // Культурное пространство путешествий: материалы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб., 2003. С. 229-233.
12. 12. Ничипоров И. Б., Цзоу В. Религиозное переживание времени в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Научный диалог. 2019. № 3. С. 202-213.
13. 13. Овсянникова С. В. «Подслушать у музыки что-то…»: Анна Ахматова и её современники об архитектонике поэтических книг // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 10. Симферополь, 2012. С. 92-99.
14. 14. Хомяков С. А. Архитектоника рамочного текста (на примере «Поэмы без героя» А. А. Ахматовой) // «Litera». 2018. № 3. С. 57-68.
15. 15. Хомяков С. А. Специфика художественного времени поэтического сборника «Вечер» А. А. Ахматовой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 2. С. 79-88.
16. 16. Хомяков С. А. Специфика художественного пространства в поэтическом сборнике «Вечер» А. А. Ахматовой // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 3. С. 157-166.
17. 17. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. М., 2008. 768 с.
18. 18. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. М., 2007. С. 592 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 10

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.