Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2018 №4

Название статьи КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Авторы Ходякова Л.А., Супрунова А.В.
Серия Педагогика
Страницы 58 - 69
Аннотация Цель статьи - разработать и раскрыть теоретические положения составления программы внеурочной деятельности по русскому языку основной школы (с 5 по 9 класс) в рамках общекультурного направления. Авторами рассмотрены концептуальные положения авторской программы внеурочной деятельности по формированию общекультурной компетенции школьников через освоение национальной культуры, присвоение и накопление фоновых культурных знаний, включающих прецедентные имена выдающихся деятелей русской культуры, в процессе чтения путём учебного проекта - создания словаря культурной грамотности. Представлена методическая модель, содержащая базовые категории методики русского языка (основные методологические подходы, принципы, средства обучения, ведущие методы, интерактивные приёмы, реализующиеся в упражнениях), составляющие теоретические основы программы внеурочной деятельности; раскрыто содержание понятий и методических категорий с привлечением примеров и упражнений, иллюстрирующих алгоритмы работы над проектом - «Словарь культурной грамотности». Разработанная модель по формированию и развитию общекультурной компетенции школьников обеспечивает учителя эффективной методикой по организации внеурочной деятельности в основной школе в рамках общекультурного направления. Статья адресована студентам бакалавриата и магистратуры филологических факультетов, учителям-словесникам различных образовательных учреждений, занимающихся организацией и проведением внеурочной деятельности по общекультурному направлению.
Ключевые слова общекультурная компетенция, словарь культурной грамотности, внеурочная деятельность
Индекс УДК 372.881.116.11
DOI 10.18384/2310-7219-2018-4-58-69
Список цитируемой литературы 1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М., 2017. 344 с.
2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного: Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. М., 1990. 268 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/10650 (дата обращения: 13.06.2018).
4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеоброват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., испр. М., 2013. 127 с.
5. Сахарный Л.В., Штерн А.С. Набор ключевых слов как тип текста // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности. Пермь, 1988. С. 34-51.
6. Флоренский П.А. Имена [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru (дата обращения: 28.05.2018).
7. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: монография. М., 2012. 291 с.
8. Ходякова Л.А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика: монография. М., 2018. 188 с.
9. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Выявление уровня элементарной культурной грамотности как основного компонента общекультурной компетенции учащихся // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (79). С. 330-334.
10. Шмелев А.Д., Булыгина Т.В. Именование и автономность имени // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. С. 425-434.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1

Лицензия Creative Commons