Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2022 №3

Название статьи Оценка результативности работы школьной службы медиации как ресурса воспитания обучающихся
Авторы Гордиенко Н.В., Кирсанова В.Г., Першина Л.А.
Серия Педагогика
Страницы 29 - 42
Аннотация Актуальность обусловлена противоречием между значимостью воспитательных ресурсов служб школьной медиации для работы с обучающимися и недостаточным использованием этих возможностей в образовательных организациях.Цель. Статья подготовлена с целью представления результативности работы Службы школьной медиации для использования её опыта образовательными организациями в целях повышения качества воспитательной работы с обучающимися, в частности: для снижения показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формирования у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитания гражданской активности у самих медиаторов.Методы исследования. Методологической основой данного исследования явились: гуманистический подход, обусловливающий понимание человека как уникальной, открытой, активной системы, способной к изменению и развитию в процессе педагогического взаимодействия (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин); современные концепции управления конфликтом, предоставляющие возможность прогнозировать развитие и разрешение конфликтных ситуаций, не переводя их в конфликт (В. И. Андреев, Н. П. Аникеева, А. Г. Большаков, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, A. Л. Крупенин); парадигма современного образования (Б. Г. Гершунский, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский). Методы исследования: теоретические - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта взаимодействия участников образовательного процесса;1эмпирические: анкетирование, опрос.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Систематизированы цели деятельности школьных медиаторов, выявлены основные трудности и препятствия работы Службы школьной медиации, определены показатели эффективности её работы и условия совершенствования её деятельности. В статье представлены новые эмпирические данные, позволяющие сделать выводы о воспитательной результативности работы Службы школьной медиации.Результаты. Работа Службы школьной медиации способствует снижению показателей конфликтности и агрессивности участников образовательных отношений (на примере снижения показателей буллинга), формированию у обучающихся рациональных суждений о правильности принятия помощи в сложных ситуациях, воспитанию гражданской активности у самих юных медиаторов.Выводы. Развитие служб школьной медиации является важной социальной новацией, востребованной жизнью, способствующей нормализации социально-психологического климата в школе. Деятельность службы школьной медиации играет важную роль в профилактике школьных конфликтов. Важно, что обучающиеся учатся брать на себя ответственность за выстраивание позитивных отношений с другими, за культуру взаимодействия, уважают права сверстников и взрослых. При этом существует необходимость совершенствования деятельности самих служб. Условиями совершенствования деятельности служб медиации являются: анализ существующих трудностей через изучение опыта на местах, разработки методических рекомендаций, обучение школьных работников медиативному подходу.
Ключевые слова медиация, служба примирения, процедура медиации, принципы медиации, психологический климат, волонтёры-медиаторы, ресурсы воспитания
Индекс УДК 37,19.00.07
DOI 10.18384/2310-7219-2022-3-29-42
Список цитируемой литературы 1. Андронникова О. О. Исследования представлений школьников об эффективности школьной службы медиации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020. С. 6-12.
2. Альтернативное разрешение споров: учебное пособие / под ред. Е. А. Борисовой. Москва: Городец, 2019. 416 с.
3. Борисова Т. С. Формирование и реализация социального потенциала молодёжи как социально-педагогическая проблема // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, 20-22 апреля 2016 г. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2016. С. 278-281.
4. Белоусова О. А., Елисеева Л. Н. Служба школьной медиации в образовательных учреждениях // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019. С. 35-37.
5. Бураго М. Е., Гужва Е. А. Школьная медиация. Пути интеграции в систему воспитания образовательных учреждений // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Г. В. Гордийчука. Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 29-35.
6. Волосовец Т. В. Основные положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции / Москва, Пушкино, 6-7 апреля 2016 г. / под ред. Г. П. Новиковой. Москва; Пушкино: Издательство Института развития образовательных технологий, 2016. С. 51-56.
7. Волосовец Т. В. Стратегические приоритеты развития воспитания детей и молодёжи // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 4-11.
8. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2 (95). С. 129-137. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-10.
9. Выдрина И. П., Хардикова Е. Л. Разрешение конфликтов в образовательной среде // Медиация в современном мире: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Курск, 30 апреля 2019 г. Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета, 2019. С. 60-62.
10. Гринь Е. А., Кобылинская С. В. Зарубежный и отечественный опыт использования процедуры медиации и перспективы её применения. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2019. 69 с.
11. Гусейнов А. З. Педагогические особенности реализации медиации в разрешении школьных конфликтов // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 10-12.
12. Жекулина Т. М. Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой. Москва: Генезис, 2020. 184 с.
13. Ивченко И. И. Медиация как основной способ предупреждения и разрешения конфликтов среди детей школьного возраста // Вестник науки и образования. 2018. №5 (41). Т. 2. С. 115-117.
14. Коновалов А. Ю. Роль восстановительной медиации и службы примирения в рабочей программе воспитания образовательной организации // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Международной конференции / Красноярск, 24-26 сентября 2020 г. / под ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Издательство Сибирского федерального университета, 2020. С. 40-46.
15. Коряковцева О. А. Медиация в образовании: системный подход // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Г. В. Гордийчука. Москва: Центр защиты прав и интересов детей, 2020. С. 75-82.
16. Кривцова С. В. Вместе против насилия в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде. Москва: Русское слово, 2018. 95 с.
17. Машарова Т. В. Школьная медиация как условие реализации обучающимся доминанты поведения // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Саратов, 30 октября 2020 г. Саратов: Наука, 2020. С. 200-203.
18. Метлик И. В. Российские традиционные ценности в воспитании учащихся российской школы // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 42-80.
19. Мигунова А. В. Школьные службы медиации и примирения: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 97-104. DOI: 10.13884/2310-7235-2018-3-97-114.
20. Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 97-114. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-3-97-114.
21. Савотина Н. А. Развитие социальной активности молодёжи в системе образования и воспитания // Воспитание и социализация: развитие социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей / под ред. И. В. Вагнера. Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2018. С. 110-117.
22. García-Raga L., Grau Vidal R., Boqué Torremorell M. C. School Mediation under the Spotlight: What Spanish Secondary Students Think of Mediation // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2019. № 19. P. 41-60. DOI: 10.7358/ecps-2019-019-garc.
23. Georgakopoulos A., Duckworth C., Silverman Y. Supporting literacy and peace education with youth: A community mentorship study // Peace Studies Journal. 2017. № 10 (2). P. 24-41.
24. Gong T., Ren Y., Wu J. The associations among self-criticism, hopelessness, rumination, and NSSI in adolescents: A moderated mediation model // Journal of adolescence. 2019. № 72. P. 1-9.
25. Samara M., Burbidge V., Asam A. E. Bullying and cyberbullying: Their legal status and use in psychological assessment // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2017. Vol. 14 (12). P. 149. DOI: 10.3390/ijerph14121449.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 6

Лицензия Creative Commons