Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2022 №3

Название статьи Сбережение социально-психологического здоровья школьника в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ
Авторы Трубникова Г.В.
Серия Педагогика
Страницы 43 - 55
Аннотация Актуальность. В условиях цифровизации общего образования и дистанционного обучения с применением ИКТ особо остро встаёт вопрос сбережения социально-психологического здоровья школьника, что вызывает потребность более глубокого изучения процесса учебного труда, особенностей обучающегося и поиска эффективных подходов решения данной проблемы.Цель. Разработать рекомендации для родителей, направленные на сбережение социально-психологического здоровья их детей в условиях дистанционного обучения в системе общего образования.Методы исследования. Методы теоретического исследования - анализ, сравнение, обобщение. Методы эмпирического исследования - анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы математико-статистической обработки данных - метод сравнения величин.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Процесс дистанционного обучения во время карантина в школе с применением цифровых технологий будет эффективным и экологичным, если изучить, проанализировать и обобщить опыт научно-методической работы дистанционного обучения с применением цифровых технологий, подготовить рекомендации для учителей, родителей и учащихся средней школы и обучить продуктивно и экологично работать в новых условиях (объяснить, как организуются уроки, осуществляется обратная связь, выполняются самостоятельная работа и домашние задания, учитываются основные особенности режима труда и отдыха, обеспечивается профилактика заболеваний учащихся, осуществляется профилактика утомления и переутомления). Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены рекомендации для родителей, направленные на сбережение социально-психологического здоровья их детей в условиях дистанционного обучения в системе общего образования. Данные рекомендации содержат: гигиену учебного труда и отдыха; социально-психологические рекомендации; дидактические рекомендации; воспитательные рекомендации.Результаты исследования. В ходе исследования были получены следующие результаты: выявлены особенности обучения школьников в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ; установлено, что дистанционная форма обучения оказывает существенное влияние на социально-психологическое здоровье школьников; рассмотрен продуктивный опыт дистанционного обучения с применением цифровых технологий; выявлены основные условия успешности такого обучения; раскрыты основные трудности в дистанционном обучении для родителей и учащихся; определены способы их преодоления; рассмотрены компетенции по обучению в новых условиях и созданы на их основе рекомендации для повышения квалификации учителей в помощь учащимся и их родителям.Выводы. Изучение процесса учебного труда ребёнка в условиях дистанционного обучения с применением ИКТ-методов, включённого наблюдения и анализ научных источников по теме исследования и личных наблюдений позволяет нам сделать следующие выводы. Во время дистанционного обучения родителям следует обратить особое внимание на следующие аспекты. 1. Необходимо соблюдение гигиены учебного труда. 2. Необходимо чутко следить за психологическим комфортом ребёнка. 3. Нужно овладеть технической стороной процесса дистанционного обучения и обучить ребёнка всем необходимым навыкам. 4. Следует уделить внимание развитию у ребёнка таких личностных качеств, как самоконтроль, дисциплина, ответственность, работоспособность.
Ключевые слова организация, социально-психологическое здоровье, дистанционное обучение, воспитание, информационно-коммуникационные технологии
Индекс УДК 373.1
DOI 10.18384/2310-7219-2022-3-43-55
Список цитируемой литературы 1. Абрамишвили Р. Н., Ануфриев А. Ф., Бутовская Е. В. Когнитивная и мотивационно-смысловая сферы личности. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. 194 с.
2. Вербицкий А. А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательный и социальный контекст: материалы международной конференции / Москва, 13-15 декабря 2019 г. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 11-16.
3. Гейжан Н. Ф., Симакова Т. А. Дистанционное обучение в аспекте психологии труда преподавателей и обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 227-233. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-3-227-233.
4. Горлова Н. А. Современные дети и педагогические стратегии их развития // Современные тенденции развития начального и эстетического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета начального и музыкального образования / Могилев, 28 марта 2019 г. Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. С. 3-5.
5. Горлова Н. А., Воронова А. А. Дидактические основы системно-деятельностного подхода в общем образовании // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века: сборник научных трудов / под ред. Е. И. Артамоновой, Г. Г. Еркибаевой, Л. П. Илларионовой. Москва: Перспектива, 2020. С. 358-362.
6. Цибульникова В. Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 168-189.
7. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 429-434. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.205.
8. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 275-278.
9. Шитова В. А. Организация обучения в высшей школе с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 3. С. 28-34.
10. Norton P. Computer Potential and Computer Educators: A Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25-28.
11. Palfrey J., Gasser U. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic books, 2008. 288 p.
12. Wuttke E., Seifried J. From Diagnostics to Learning Success // Proceedings in Vocational Education and training. Amazon independent publishing, 2013. P. 222-240.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 7

Лицензия Creative Commons