Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2022 №3
Название статьи | Проблемы освоения предметных знаний и умений по литературе при подготовке к государственной итоговой аттестации |
Авторы | |
Серия | Педагогика |
Страницы | 56 - 67 |
Аннотация | Актуальность. Статья посвящена актуальной теме освоения предметных знаний и умений по литературе в средней школе. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе наглядно демонстрирует уровень освоения обучающимися предметных компетенций.Цель исследования - рассмотрение проблемных областей в изучении литературы, которые определяются дефицитами выпускников при выполнении единого государственного экзамена.Метод исследования - анализ типичных ошибок, которые допускают обучающиеся при выполнении государственной итоговой аттестации. Системно и последовательно рассматриваются все задания ЕГЭ с точки зрения сложности их выполнения. Особое внимание уделяется анализу заданий на сопоставление художественных произведений, а также сложностям в освоении теоретико-литературных понятий.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Особый акцент в статье сделан на анализе развёрнутых ответов участников экзамена. В качестве убедительного примера приводятся отрывки из работ выпускников, которые наглядно демонстрируют типичные ошибки обучающихся. Статья носит прикладной характер, её практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, призванных помочь в преодолении дефицитов в освоении предметных компетенций по литературе.Результаты исследования наглядно демонстрируют максимальные затруднения обучающихся в заданиях тестовой части и в типологии развёрнутых ответов при выполнении государственной итоговой аттестации по литературе. Данные результаты позволяют учителю-словеснику выявить проблемные области в заданиях по литературе и наметить продуктивные пути их преодоления.Выводы. Анализ полученных результатов позволяет актуализировать предметные дефициты по литературе, что даёт возможность найти конструктивные решения в методике преподавания словесности с акцентированным вниманием на заданиях, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся. Данные акценты делают статью интересной для учителя-словесника. |
Ключевые слова | государственная итоговая аттестация, литература, типичные ошибки, формулировка задания, анализ художественного произведения, сопоставительный анализ, аргументация |
Индекс УДК | 37.013 |
DOI | 10.18384/2310-7219-2022-3-56-67 |
Список цитируемой литературы | 1. Зинин С. А., Зинина Е. А., Новикова Л. В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 50-54. 2. Ключникова В. В. Изучение «Слова о полку Игореве» на уроках литературы и при подготовке к ЕГЭ по литературе // Литература Древней Руси и Нового времени: материалы XI Всероссийской конференции, посвящённой памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева / под общ. ред. Н. В. Трофимовой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 321-327. 3. Нелегач Н. В. Практикум по медленному чтению в современной школе // Филологический класс. 2015. № 4 (42). С. 42-45. 4. Никонова Н. И., Залуцкая С. Ю. Сочинение в рамках ЕГЭ по литературе: типичные ошибки школьников Якутии // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 39-41. 5. Полева Е. А., Левченко М. Л. Итоги I Всероссийской научно-практической конференции «детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 4. С. 316-321. 6. Сокирка М. О. Концептуальный подход при подготовке обучающихся к написанию сочинения на ЕГЭ по литературе // Студенческий. 2021. № 9-1 (137). С. 40-44. 7. Соколов K. С. Об актуализации понятия лирический герой при подготовке к ЕГЭ по литературе // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 38 (57). С. 86-94. 8. Федосеев А. Ю., Лирика С. А. Есенина в материалах ЕГЭ по литературе: опыт научно-практической экспертизы // Современное есениноведение. 2008. № 8. С. 215-222. 9. Шагина Ю. В., Китов А. Ю. Разработка элективных курсов по русскому языку и литературе как элемент подготовки к ЕГЭ // Сибирский учитель. 2019. № 4 (125). С. 106-109. 10. Шевцова Д. М. Тема дуэли в русской литературе (из опыта подготовки к сочинению ЕГЭ по литературе) // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Нижний Новгород, 27 марта 2015 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. С. 179-185. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 2 |
