Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2022 №3

Название статьи Научный и интуитивный аспекты установления величины картин в творчестве художников-живописцев
Авторы Шачкова Э.В., Абдуллин А.Г.
Серия Педагогика
Страницы 68 - 76
Аннотация Актуальность. Проблема научного и интуитивного аспектов при установлении величины картин существует, начиная с истоков творчества, и является актуальной по настоящее время. Как определить формат будущей картины: математически или интуитивно? тем более что вопрос этот касается композиционного решения художественного произведения в творчестве художников-живописцев.Цель исследования. теоретически обосновать взаимосвязь научного и интуитивного аспектов на основе установления величины картин в творческом процессе художников-живописцев.Методы исследования. В статье рассмотрен процесс взаимодействия научного и интуитивного метода в творческой деятельности художников-живописцев. Основное внимание уделяется выявлению традиционных и нетрадиционных форматов картинной плоскости и их геометрии как основного фактора гармонизации художественного произведения.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в совокупности научного и интуитивного метода как важного учебно-творческого фактора, способствующего гармонизации художественной структуры и композиции произведений изобразительного характера, ранее не подвергавшихся системному изучению с позиций их величины и пропорций, которые в идеальной форме соответствуют золотому сечению. В ходе исследования определены теоретические основы единого творческого процесса, состоящего из плавного перехода от миниатюрной к станковой, а затем и к монументальной композиции. В статье по проблеме исследования дан анализ научных изысканий Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, В. В. Корешкова, П. А. Кудина, Б. Ф. Ломова, А. А. Митькина, В. А. Кузмичева, И. П. Павлова, И. П. Шмелева, Л. В. Шокоровой.Результаты исследования. В результате определено, что изменение пропорций в том или ином формате вызывает изменение смыслового и идейного характера картины, что влияет на всю структуру построения художественного произведения. В результате чего дальнейший творческий процесс может быть приостановлен или, наоборот, может быть получено творческое развитие.Выводы. Занятия, нацеленные на решение данной проблемы, расширяют мировоззрение обучающихся, активизируют их работу с литературой, способствуют стремлению обучающихся к познавательной деятельности, т. к. научный и интуитивный аспекты требует глубокого рассмотрения как важнейший фактор учебно-творческой деятельности при создании художественного произведения в процессе обучения художников-живописцев.
Ключевые слова геометрический метод, интуитивный подход, творчество, художник-живописец, размер и формат картины
Индекс УДК 378.147:75
DOI 10.18384/2310-7219-2022-3-68-76
Список цитируемой литературы 1. Галкина М. В. Оптимизация эстетического развития будущего педагога в системе народной художественной культуры. Москва: Агар, 2006. 192 с.
2. Корешков В. В. Роль образовательной области «Искусство» в воспитании молодёжи // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: монография. Москва: Перо, 2017. С. 178-186.
3. Кривцун О. А. Пластическое мышление в искусстве: линия влияния // Артикульт. 2018. № 29. С. 20-34.
4. Кузмичев В. А. Понятие соразмерности в искусстве живописи: автореферат дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2005. 24 с.
5. Ломов С. П., Галкина М. В., Чистов П. Д. Проблематика современного реалистического искусства с позиции участников образовательного пространства и целеполагания студентов художественно-графических факультетов // Искусство и образование. 2019. № 1 (117). С. 77-85.
6. Рощин С. П. Научное мировоззрение - важнейший фактор образования художника и педагога // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2017. № 1. С. 6-10.
7. Спирина М. Ю. Наука и образование в традиционном прикладном искусстве. Санкт-Петербург: Университет при межпарламентской ассамблее ЕВРАЗЭС, 2012. 227 с.
8. Ступин С. С. Искусство как мышление в материале. Экзистенциальные вариации пластического // Артикульт. 2018. № 31. С. 6-15.
9. Суртаева Н. Н., Иванова О. А., Афанасьев В. В. О методологических подходах в современных педагогических исследованиях // Вестник Российской международной академии туризма. 2016. № 1. С. 44-48.
10. Шокорова Л. В., Мамырина Н. С. Значение академического и декоративного рисунка в подготовке будущих художников народного декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1. С. 216-219.
11. Щукина М. А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2015. 355 с.
12. Koestler A. The art of creation. New York: Macmillon, 1976. 751 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons