Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2022 №3
Название статьи | Методические аспекты лингвокультурологического анализа китайской иероглифической письменности |
Авторы | Орешкова Н.Л. |
Серия | Педагогика |
Страницы | 100 - 112 |
Аннотация | Актуальность. Сегодня наблюдается повышенный интерес к Китаю как партнёру в политических, торговых, культурных отношениях, требования к специалистам, владеющим китайским языком, многократно возросли, но методика преподавания китайской иероглифической письменности в языковых вузах осталась на уровне грамматико-переводного метода, что не может удовлетворять текущему запросу государства и общества.Цель. Определить источники лингвокультурологического наполнения китайских иероглифических знаков, выявить систему создания иероглифов. С этой целью поставлены задачи раскрыть условия появления иероглифов в зависимости от источника лингвокультурологического содержания, проанализировать способы создания иероглифов на конкретных примерах, обозначить сложности современного анализа иероглифической письменности.Методы исследования. На основе ретроспективного анализа и с опорой на лингвокультурологический подход к изучению иероглифов выявлены источники лингвокультурологического наполнения иероглифических знаков, при помощи системного анализа определена классификация способов создания иероглифов, в изученной по теме исследования литературе и источниках найдены примеры, подтверждающие рассматриваемую классификацию.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование позволяет наметить пути решения проблемы качества обучения студентов китайской иероглифической письменности, способствует более глубокому пониманию ими такого культурного явления, как иероглифический знак, и, следовательно, поднимает их уровень владения китайским языком как средством коммуникации с его носителями. Практическое значение данной работы заключается в её направленности на совершенствование лингвокультурологической стороны лингвистического образования в целом и методики обучения китайской иероглифике в частности.Результаты исследования. На поисково-диагностическом этапе были проанализированы тексты монографий, оригинальных рукописей, статей, опубликованных в российских рецензируемых научных журналах перечня ВАК Министерства образования и науки РФ, мировых научных журналах, входящих в базу данных Scopus. Анализ работ позволил выявить недостаточность исследований в области лингвокультурологического подхода к обучению китайской иероглифической письменности, что позволяет говорить об актуальности представленной работы.Выводы. В данной работе намечаются пути создания методики обучения китайской иероглифической письменности, основанной на базе лингвокультурологического подхода. |
Ключевые слова | лингвокультурологический подход, лингвокультурология, китайский иероглиф, китайская иероглифическая письменность, язык и культура |
Индекс УДК | 378 |
DOI | 10.18384/2310-7219-2022-3-100-112 |
Список цитируемой литературы | 1. Ван Н. История китайских иероглифов / пер. с кит. А. А. Южаниновой. Москва: Шанс, 2019. 191 с. 2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / под ред. и с послесл. Ю. С. Степанова. Москва: Индрик, 2005. 1040 с. 3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Иностранный язык в дошкольном образовании: ценностные приоритеты // Иностранные языки в школе. 2019. №3. С. 2-9. 4. Ефимова О. Г. Актуальность идей коммуникативности А. А. Леонтьева для современной цифровой образовательной экосреды // Иностранные языки в школе. 2021. № 11. С. 60-66. 5. Интегрированное обучение иностранным языкам и профессиональным дисциплинам. Опыт российских вузов / Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Е. К. Вдовина, Н. Д. Гальскова, Э. Г. Крылов, Л. Ю. Минакова, О. А. Обдалова, С. В. Рыбушкина, Л. Л. Салехова, Т. С. Серова, Т. В. Сидоренко, Л. П. Халяпина, Е. М. Шульгина. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2018. 380 c. 6. Кочергин И. В. Очерки лингводидактики китайского языка: научное издание. Москва: Восточная книга, 2012. 184 с. 7. Меньшикова Е. А., Бурцева Е. В. Влияние автобиографической памяти на запоминание китайских иероглифов // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы Международной научной конференции / Санкт-Петербург, 22-25 октября 2019 г. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2019. С. 189. 8. Орешкова Н. Л. Истоки лингвокультурного наполнения китайской иероглифической письменности // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, 08-09 апреля 2021 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический институт имени Козьмы Минина, 2021. С. 68-72. 9. Орешкова Н. Л. Методические аспекты включения культурологии в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2021. № 11. С. 86-91. 10. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: философско-педагогические аспекты: монография. Москва, Школьные технологии, 2021. 296 с. 11. Ружицкая Е. Д., Шмарова Ж. В. Использование технологии мнемотехники при запоминании китайских иероглифов // Филологическое образование и современный мир: материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием / Чита, 30 марта 2018 г. / под ред. А. Э. Михиной. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 117-119. 12. Цатурова И. А. Идеи диалоговой концепции культуры как методологическая основа языкового образования // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 1998. № 3 (9). С. 174. 13. Чайлахов И. В., Рудометова А. Ю. Этапы становления и стандартизации китайской письменности // Современная филология: материалы VI Международной научной конференции / Казань, март 2018 г. Казань: Молодой учёный, 2018. С. 41-46. 14. 胡裕树。现代汉语 / 汉字字体。 上 海教育出版社,2004 年. 133-194 页。 15. Pan X., Jin H., Liu H. Motives for Chinese script simplification // Language Problems & Language Planning. 2015. No. 39. P. 1-32. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 2 |
