Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №3
Название статьи | ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ |
Авторы | Чудновский В.Э. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 5 - 15 |
Аннотация | Становление жизненного пространства личности является сложной психологической проблемой и не имеет однозначного взгляда. Автор раскрывает основные трудности становления жизненного пространства через прошлое, настоящее и будущее и показывает, что в разные возрастные периоды осознание собственного жизненного пространства затруднено. Вызвано затруднение недостаточно сформированным взглядом ребенка на себя, неразвитым рефлексивным образом Я, неполнотой его представлений в сознании, трудностями освоения пространства как единого целого, а не отдельных возрастных периодов. На примере ряда проведенных исследований прослежены особенности становления рефлексивного образа Я, включающего настоящее, прошлое и будущее, возможность стать над собой и увидеть себя, изменившегося, другого, не такого, каким был вчера. Осмысление и освоение жизненного пространства личности - особый феномен, позволяющий подросткам увидеть себя в будущем. |
Ключевые слова | Жизненное пространство, рефлексивное Я, смысложизненные кризисы, линия жизни, экзистенциальное Я, хронотоп |
Индекс УДК | 159.9:37.015.3 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. 2. Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе. - М., 1993. 3. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи Макаренко сегодня. - М., 1988. 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991. 5. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс.. докт. психол. наук. - М., 1996. 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996. 7. Карпинский К.В. Жизненный путь личности как проблема психологии // Актуальные проблемы современной психологии. - Гродно, 2008. 8. Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка. Автореф.. дисс. канд. психол. наук. - М., 2009. 9. Попова Т.А. Я-экзистенциальное как психологическая основа смысла жизни // Сб. материалов 17 симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме», 2012 [Электронный ресурс] www.PIRAO.ru 10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. 11. Столяров А. После бала. Лит. газета 17-23 мая 2006, №19. 12. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. -Смоленск - Москва, 2010. 13. Трипольский В.С. К смыслу жизни через виртуальную реальность? // Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. - М., 2008. 14. Ульянова И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы. Автореф.. дисс. д.п.н. - Смоленск, 2012. 15. Шульга Т.И. Особенности становления смысложизненных ориентаций у детей «группы риска» // Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. - М., 2008. 16. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением. - Амстердам., 2004. 17. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. - М., 1981. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 28 |
