Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №3

Название статьи ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ПОДЛИННЫЕ ЭМОЦИИ
Авторы Березина Т.Н.
Серия Психологические науки
Страницы 16 - 22
Аннотация В статье поднимается проблема обеспечения эмоциональной безопасности образовательной среды. Эмоционально безопасная образовательная среда рассматривается как среда, способствующая переживанию субъектом подлинных положительных или нейтральных эмоций (в зависимости от контекста ситуации) и минимизирующая действие подлинных отрицательных эмоций. Под подлинными эмоциями понимаются такие эмоциональные переживания, которые проявляются на физиологическом уровне, изменяя биохимический состав среды организма. Выделяются две составляющие эмоциональной безопасности: переживание отрицательных эмоций и переживание положительных эмоций. Опасность подлинных отрицательных эмоций заключается в том, что они могут способствовать возникновению психосоматических расстройств у ребенка в будущем. Переживание подлинных положительных эмоций позволяет уменьшить вред от отрицательных, закладывает основу психического и физического здоровья и способствует профилактике психосоматических проблем.
Ключевые слова психологическая безопасность, образовательная среда, эмоциональная безопасность, подлинные эмоции, психосоматические заболевания, радость, страх
Индекс УДК 159.9:37.015.3
DOI
Список цитируемой литературы 1. Абульханова К.А. Личностная организация времени жизни // Мир психологии. - 2011. - № 3. - С. 93-104.
2. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - № 12. - С. 7-19.
3. Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни // Психология и психотехника. - 2013. - № 4. - С. 390-400.
4. Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 80-90.
5. Березина Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 27-37.
6. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. - 2013. - № 1. - С. 41-50.
7. Березина Т.Н. Психические образы высших порядков в структуре образной сферы // Психология и психотехника. - 2012. - № 1. - С. 13-25.
8. Березина Т.Н. Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение их значения // Мир психологии. - 2008. - № 2. - С. 105-116.
9. Березина Т.Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждении самости как фактор антистарения // Мир психологии. -2010. - № 4. - С. 130-141.
10. Березина Т.Н., Рыбцов С.А., Хитрякова Е.И. Стресс и резервные способности человека (может ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 148-160.
11. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 80-87.
12. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 1998. - 125 с.
13. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. - М., 2010. - 607 с.
14. Зотова Л.Э. Пути оптимизации социально-психологической безопасности. Вестник МГОУ «Психологические науки» № 2. - 2012. - С. 50-58.
15. Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - С. 36-42.
16. Кондратенко О.А. Воспитание жизнеспособности студента вуза в условиях гуманизации образования // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-1. - С. 114-118.
17. Розенова М.И. Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы // Психология и психотехника. - 2013. - № 6. - С. 536-545.
18. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., 2008. - С. 5-11.
19. Сайко Э.В. Будущее как энергетический ресурс в развитии человека и общества // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 3-15.
20. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2-1. - С. 198-205.
21. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 1. - С. 106-125.
22. Фасхутдинова Ю.Ф. Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 1. - С. 140-154.
23. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор реабилитации личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2012. - № 4. - С. 52-63.
24. Griffiths, P.E. Basic Emotions, Complex Emotions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.), 2003, Cambridge, CUP: 39.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 55

Лицензия Creative Commons