Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №3

Название статьи СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Авторы Шульга Т.И.
Серия Психологические науки
Страницы 68 - 75
Аннотация Вопрос профилактики и решения проблем социального сиротства остро стоит в стране, так как в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается значительное число детей. Основной контингент организаций составляют подростки и старшие школьники, дети из многодетных семей, физически непривлекательные дети, дети иного этнического статуса, который не является основным в месте проживания ребенка. Такое положение затрудняет передачу детей-сирот в замещающие семьи, и они продолжают жить в интернатных учреждениях. Результаты мониторингов, проведенных разными ведомствами, показывают, что выпускники после выхода из учреждений социальной и психолого-педагогической помощи часто попадают в трудные жизненные ситуации. Анализ практики работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что система воспитания детей в этих учреждениях слабо готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники, после выхода из данных учреждений, испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру. Важно подчеркнуть, что, выходя из организации для детей-сирот, воспитанники в большинстве своем встречаются со многими трудностями самостоятельного проживания. Они оказываются недостаточно способными к самостоятельной ответственной жизни. Такой тип личности в большинстве своем формирует сама система ценностей всей жизни в организациях для детей-сирот. Краткая характеристика социального портрета выпускника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том, что именно категория детей, попадающих в эти организации, должна осваивать большой объем содержания социализации за короткий промежуток времени. Освоенный объем социальных навыков позволит им быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку со стороны взрослых, необходимо самому научиться строить свою жизнь, использовать свои внутренние резервы, реализовывать жизненные планы. Результаты исследований показывают, что переход воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, во всех странах мира представляется очень сложным и трудным как для них, так и для окружающих их людей. Эти трудности обусловлены целым рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности устройства на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и родными. Перечисление этих факторов можно было бы продолжить, но остается нерешенной главная проблема, как помочь выпускникам адаптироваться к самостоятельной жизни и социализироваться в новом обществе.
Ключевые слова социализация, социально-психологическая готовность, социальные навыки, психологическая защищенность, адаптация, одиночество, трудные жизненные ситуации, реабилитация
Индекс УДК 159.9.075
DOI
Список цитируемой литературы 1. Bobyleva I.A. Social adaptation of graduates of residential establishments: Education guidance. - M.: National fund of child protection from cruel punishment, 2007.
2. Vladimirova N.V., Spanyard H. Post-boarding school: technology of a network of socially supporting contacts of graduates. - M.: Genesis, 2008.
3. Ivanova N.P., Bobyleva I.A., Zavodilkina O.V. Age standards of socialization of orphan children // Group of authors. - M., 1999.
4. Judith S. Raykus, Ronald S. Hughes. Social psychological assistance to families and children of groups of risk: Practical grant: in 4 v. - M.: National fund of child protection from ill treatment, 2008.
5. Kondratyev M. Yu. Social psychology of the closed educational institutions. - SPb., 2005.
6. Kondratyev M. Yu. The social psychologist in educational institution. - M., 2007.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 37

Лицензия Creative Commons